пусть

vertela_julia


Юлия Вертела

Донашиваю Родину


Previous Entry Share Next Entry
Лебедиво, рассказ
пусть
vertela_julia
О лебедиво.
О, озари!

В. Хлебников



         — Я купила его специально для тебя...
         «О лебедиво»,— первое, что пришло в голову. Белоснежный торт с безе и кремовыми прибамбасами парил над столом...


         — Сначала закусочки, потом горячее, а напоследок чай со сладким.— Хозяйка умчалась на кухню, а её дети уселись рядом со мной. Они всё время ерзали на стульях, не отрывая глаз от торта...
         Мне было неловко оттого, что самое важное для них на этом празднике куплено «специально для меня», чужой тётки... Вообще-то я уважаю сладкое, но салат «оливье» люблю больше, так что зря хозяйка распиналась:
         — Смотри, какой красавец. Делали на заказ. Я решила: раз ты приедешь, надо не ударить в грязь лицом. Ты ведь знаешь, зарплата у меня такая, что лишнего ничего не позволишь. Но для редкого гостя можно и разориться.
         Малыши не прикоснулись к салатам, они почти не ели горячее. Их позы за столом становились всё более напряжёнными. Когда хозяйка в очередной раз выскочила за дверь, самая маленькая девочка мазнула пальцем по кремовой розе. Она облизнула его так радостно и многозначительно, что её примеру последовали остальные.
         Деликатно, по одному разочку все дети ткнули пальцем в торт. И тут же сели на свои места как ни в чём не бывало...
         Изнурительная перемена блюд продолжалась почти три часа. От жары кремовые башни оползли, белые розы обмякли... Невольно закралась мысль: «Почему в кондитерских нет такой услуги: пластиковые торты напрокат. Постоит на столе — и можно сдать обратно...».
         Уже закипал чайник, я изо всех сил помогала расставлять чашки. Ребятня по-прежнему томилась за столом, боясь пропустить главное...
         — Давайте перед чаем сыграем партию в шахматы,— как бы между делом предложила хозяйка. «О лебедиво. О, озари!», наконец..., взмолилась я, глядя на разочарованные лица.
         Сон над шахматной доской развеял телефонный звонок. После разговора поступило радостное сообщение:
         — К нам едут ещё двое гостей, будут где-то через час. Может, без них не разрезАть торт? Подождём...
         Дети наконец оторвались от стульев и с полным безразличием удалились... При мысли о том, что я съем хотя бы грамм хозяйкиной сладости, у меня судорожно сжалось горло:
         — Извините, мне надо срочно уйти. Я вспомнила, что в семь у меня назначена встреча.
         — А как же чай? Я ведь специально для тебя...
         — Как-нибудь в другой раз...
        Я бросила прощальный взгляд на лоснящуюся от жира лысину торта. «О лебедиво», почему ты не озарило?


        P. S. Рассказ написан в начале 2000-х, когда торты не покупались каждый день...


Тогда они были приторно сладкими до предела...только Сказку и покупали..

Помню "сказку". С черным бисквитом? А я и сейчас не люблю приторные, но тогда выбора было мало.

помню, торты были таким праздником (не 10 лет назад, еще раньше))
очень правильно передали атмосферу ожидания самого важного

Было такое! И 10 лет назад, и раньше в 90-е, да и в советское время.
Редко покупали и настоящий праздник для детей.
Здорово, если удалось передать атмосферу)

Как здорово и точно))) Этот запредельно желанный "Киевский" в детстве. И потом "мления" перед всякими Шварцвальдскими тортами с горками сливок в "модных" и дорогих кондитерских.
Рассказ отличный. Даже запах ощутила.

Спасибо, Оль! Реальная история. И детишки такие... Написалось за пять минут, а вот живет рассказ.
"Киевский" помню, папа привозил, очень вкусный. Это было такой сказкой в детстве, он в круглой коробке, и непохожий на питерские торты.
Теперь кондитерские ТАК не радуют.

хорошо написано.
Детей жалко

Спасибо, мне тоже было тогда жалко их очень.

Да-да и только по большим праздникам, и чтоб большая жирная розочка обязательно попалась.)

Точно-точно)) И розочка!
Как я всё это помню... И по большим праздникам. Оттуда всё, из детства, когда торт был чудом.

Боже мой, какой ужас! Я б не удержалась, точно. "Давай мелким выдадим сразу по ломтику, а мы уж потом". Я нахалка, наверное:(
А времена, да... Помню, если торт чудом остался, раскладывали ломтики с промежутками по полному кругу, чтоб "красиво" было.

Ага, времена такие...
Я бы тоже сначала детям, да так и делала обычно) Чтобы не томились. Нисколько не нахалка, это правильно)))
А с промежутками, по кругу - было такое, чтоб "красиво", верно ты все написала) Это такие приметы времени, понятные только тем, кто пережил.

"Хождение по мукам"...
Это не мать....

Почему-то смеюсь. Твои отзывы, даже короткие, такие ЕМКИЕ) Голос народа, как ты сказала однажды)))
Про муки верно, а что не мать - да мать она, конечно. Просто вот такая...

Пронзительно.

От души - спасибо)

В нашей семье особенно ценился торт "Прага"))) И - да, покупалось утром, мозолило глаза весь день до вечера, пока гости не придут))

"Прагу" тоже помню! Там каждый кусочек завернут отдельно. И у меня стоял в холодильнике до прихода гостей, такая традиция... Тогда ведь редко покупали, и ждали гостей, чтобы все как у людей, накрыть и в грязь лицом не ударить)

Да, все было именно так, хорошо написала. Знаешь, я раньше думала: зачем? Зачем писать о нашем детстве, о том , как было ТОГДА. Ведь ничего интересного не происходило... А сейчас понимаю: интересно. Теперешним молодым интересно, какими были мы.
Как говорится, афтар пешы исчо:)

Времена меняются, молодым непонятно, как торт может быть событием. Сейчас тих тортов полно и цены не так высоки.
А ведь было! Интересно, что это осталось осколочком в сердце, в памяти, что ты узнала) Зачем-то надо, значит.
Спасибо - за то, что видишь за написанным даже большее, чем автор смог сказать...)
Буду.

Грустный рассказ.
Но, может, нужно было не только сказать, что нужно уйти, но и предложить разрезать торт и попить чай, потому что хочется попробовать (это ж для меня куплен)? Чтобы детям тоже досталось?

Наверно, нужно было именно так и поступить.
Но хозяйка была не я...
А я была молодая, не такая матерая мамаша как сейчас))))
Поэтому ушла.
Зато рассказа остался. Потому что задело за сердце...

"... Темы за столом были неиссякаемы как это бывает в кругу близких родственников, которые редко видятся. Закуска на столе уже давно сменились по третьему разу, картошка успела безнадёжно остыть, вино разлиться старательно незамечаемой никем лужицей... Под столом томился торт, который было некуда пристроить на столе, а ведь День Рождения, положен торт, "сколько вашей, два, да? большая..." Тост, ещё тост, споры. "Ставить чай?" невесомо и бесполезно висит в воздухе - ещё столько осталось вина, еды... А под столом медленно, наслаждаясь, и облизывая бесчётные пальцы (всего два года)доедает торт именниница." Всё так и было:)

Надо же, сколько совпадений... Удивительно! Будто бы продолжение или часть моей истории)

Я тоже не очень люблю кремовые торты. Они холодные - в них нет души, что в рассказе и отражено. :)

Как ты неожиданно подошла к вопросу... Нет в них души, холодные они. Я ведь ты права, особенно, если крем из маргарина)

ты чуть-чуть не попала. Была на пятом месте под ТОПом((
я сегодня не писец))

И я не писец.
Потому что мне писец) Устала чего-то.
Ну и ладно - близость к ТОПу уже сладка сама по себе, даже если слегка под ним)))

Да, были времена... Прям в детстве побывала. )

Были) В детстве торты так много значили для нас...
Сейчас только улыбаюсь)

Замечательно! И смех, и комок в горле... Даже мужу зачитала. Понравилось. Многие детские ощущения до сих пор живы в памяти, и поэтому понимаешь, что пришлось пережить ребятам в этот вечер.

Ой прости меня, чтоне сразу ответила... чего-то вчера была такая безумно уставшая, что уже падала у монитора.
Как приятно, что мужу зачитала! Спасибо тебе и ему!..
И у меня комок был, когда на детей смотрела. Ты всегда понимаешь как никто другой, и переживаешь как личное, своё. А ощущения эти всегда с нами, детские, оттуда многое вытаскиваем)

Хороший рассказ. Не важно, что написан в 2000, ситуация такой жизни актуальна и сейчас, только имеет другие формы.

Ты права, наверное, где-то и сейчас кому-то очень хочется торта) А он стоит неразрезанный...

а я чото к тортам равнодушен был. мог съесть а мог и не есть. и ща так. но ща канеш они подзадолбали - вечно все на днюхи на работу тащат.


Хорошо тебе, что на днюхи тащат! Подзадолбанный ты тортами))) Можешь есть, а можешь и не есть...
У меня такого выбора нет.

ужас!!! как сама увидела, ехидна, не мать (
после первой половины 90-х, когда какой-нибудь сникерс был для ребёнка праздником, я не экономлю на еде, хочется и можется - покупаем
поэтому наверное ничего особенно уже и не хочется )))

А вот ты права. После голодных 90-х на еде экономить не хочется...
Тоже стараюсь покупать детям вкусное (и полезное)- если есть возможность.
Посмеялась про ехидну))) Ну она же как лучше хотела, в её понимании.

Спасибо) Всегда рада твоему отзыву!

Ткнуть пальцем в розочку - ооооо, мням!

Пальцем вкуснее, чем ложкой! Дети это понимают)

Здравствуйте) к сожалению и сейчас они покупаются не каждый день)

Edited at 2012-11-10 08:50 pm (UTC)

Здравствуйте!)
Мне казалось, что с тортами стало проще, видимо, только казалось...



Юлия, вам надо печататься... Вы талантливы...
Таких хозяек много, надо было просто найти повод подарить ей немного денег на добрые дела ))) и съесть кусочек...
Дети отлично чувствуют все нюансы, лучше взрослых.
Кстати, какая-то магия сокрыта в этом "О лебедиво, о озари..." сколько людей зачитываются.. Или уже только Вы да я? (((
Время романтиков, похоже, ушло, и не серебрянный век задает "моду"...

Время романтиков никогда не уйдет, и строчками из серебряного века будут зачитываться всегда...
А дети они очень естественны в поступках и чувствах.
Ох, спасибо тебе за такую поддержку! А вот можно ссылку на этот рассказ и поставить, кстати)

Они были такими вкусными от того, что были жирными, масляными.
Сейчас крем делают чёрти из чего.
Помешаны на диетах.
Лучше уж раз в год, но тот... вкусный.
Тогда и ожидание праздника сохранится.

Edited at 2012-11-11 07:39 am (UTC)

Можно я тут поставлю, как ты написал по вкусный торт и хороших людей? На память.

akvalang58:

Как-то раз мы отдыхали в Гурзуфе.
Отдыхали долго.
Целый месяц.
И за месяц передружились с соседями.
Одной соседкой была армянка Аракси.
Она научила меня правильно делать шашлыки и угощала Пашку самодельными чурчхеллами.
Однажды нас пригласили на день рождения сына.
У неё их было... много.
Парнишка работал поваром в Артеке.
Тогда там обитали уже "непионеры".
Кухня была под стать - изысканная.
А товарищи помогли поварёнку изготовить к празднику торт.
Я такого не ел никогда.
Да и к сладкому отношусь сдержанно.
Больше в солёных огурцах разбираюсь...
Но этот...
Напоминал он Наполеон.
С коржами жареными, кучей разных орехов.
Каждый слой являл собой отдельное произведение кондитерского искусства.
Там и фруктовые включения были какие-то.
Пропитка слоёв - разная.
Ром, коньяк... ещё что-то.
А объединял это послойное чудо нежнейший масляный крем.
И сам торт просто таял во рту.
Я так урчал, поглощая его, что все это заметили.
И наутро мне принесли доесть то, что от торта осталось.
Хотя гостей было немало.
Наверное, Аракси припрятала.
И я доел с удовольствием.
Жизнь замечательна, если уметь дружить с хорошими людьми.

Сын давно вырос и стал взрослым мужчиной.
И уже успел умереть.
Тёмная какая-то история...
То ли убили его, то ли с собой покончил.
Родители так и не говорят на эту тему с посторонними.
А я всегда вспоминаю торт.
И то, как он красиво сшил порванный поводок нашего Бима.
Замечательные руки были у мальчика.
И ещё просто старался для нас.
Светлая ему память.

боже! мы даже порой не замечаем, как себя ведем!(( щедрая русская душа - все для гостя! "Назло врагам козу продам, чтоб дети молока не пили!" :-((

Верно ты сказала - все для гостя, угу, и чтоб дети молока не пили))

Привет! Я дочитала ночью твою книгу, но надо ещё в голове уложить... Там столько много разных СКАЗОК, я в шоке шоковом)))

?

Log in

No account? Create an account