пусть

vertela_julia


Юлия Вертела

Донашиваю Родину


Previous Entry Share Next Entry
МАНИФЕСТ ПОЛИРЕАЛИЗМА
пусть
vertela_julia
ОТ ЛИТЕРАТОРОВ ДО БЕСКОНЕЧНОСТИ

Жанр текста: священное безумие.

Разглядывая мир только в телескоп или в микроскоп, невозможно представить его во всей полноте. Современные области естествознания — как то биология и физика — нуждаются в создании единой теории, способной вобрать в себя основные тенденции и законы. Нечто подобное переживает и искусство. Из-за раздробленности на узкие сектора и градации оно лишилось масштабности взгляда. Множественность художественного видения и понимания мира — вот что провозглашает полиреализм.

I. Так как реальность никуда не исчезает — не исчезает вместе с ней и реализм.
II. Реальностей ровно столько, сколько взглядов на реальность. Даже у одного человека их может быть сколько угодно.
III. Совокупность всех взглядов на реальность и есть полиреализм.
IV. Нереальность — это просто другая реальность, а нереализм — левая кавычка полиреализма.
V. Все известные течения в искусстве — будь то авангардизм, сюрреализм, постмодернизм или иные — всего лишь разные грани реализма.
VI. Полиреализм приемлет полисексуальность, полирелигиозность, полифилософичность и другие поли-.
VII. Предметом искусства может быть всё. как само искусство, так и низшие проявления жизни и нежизни.
VIII. Искусством может заниматься не только каждая кухарка, но и индюк, которого она разделывает.
IX. Полиреализм — это возможность странствовать в своих реальностях. И признавать странствия других в других реальностях.
X. Полиреализм не устанавливает границ. Не уравнивая, он позволяет всем разным процветать на общей территории.
XI. Наивысшая польза от полиреализма состоит в сохранении культурного разнообразия по аналогии с сохранением биоразнообразия в природе.
XII. Каждый считающий себя полиреалистом является таковым и может примкнуть к движению.


Данный манифест может быть продолжен и истолкован всяким и по-всякому.

Нацарапала на скрижали Юлия ВЕРТЕЛА


ПЕРВИЧНЫЙ БУЛЬОН, ИНДЮК И ВСЕЛЕННАЯ

Лия ЛИН беседует с Юлией ВЕРТЕЛОЙ

— Лия, безумно рада, что мы через столько лет снова встретились. Побудь корреспондентом пять минут. Тем более мы всегда понимали друг друга. И я знаю, как ты умеешь докапываться до истины. Наслышана, что у тебя в этом году выходит детектив в издательстве. Поздравляю!
— Решила задобрить похвалами, да? В своей книжке я-то до истины докопалась. А вот с твоим безумием не всё ясно. Ну ладно, выступлю в роли корреспондента, только ради тебя.
— Ура-ура!
— Рано радуешься. Сейчас начну допытывать с пристрастием.
— Порадуй мазохистку.
— Ну, тогда поехали. Юль, с чего всё началось? Как ты докатилась до такой жизни, то есть до манифеста полиреализма? Рассказывай, не стесняйся.
— Докатилась прошлым летом, на кухне. Под литровую пачку красного вина «Sancrispino». В кругу сочувствующих художников и литераторов. Тогда и родились первые штрихи безумия, позднее превратившиеся в буквы.
Сам термин «полиреализм» лет пять назад придумал питерский художник Пётр Костенко. Хотя в художественных и литературных спорах 20—30-х годов в России уже возникала подобная идея как синтетическая антитеза тенденции распада и расчленения искусства.
В Петербурге регулярно проходят выставки «Полиреализм. XXI век», организуемые Петром. Профессиональная живопись в разных эстетических концепциях, скульптура, прикладное искусство...
— А ты-то там каким боком?
— Литературным. На выставки привлекаются поэты, актёры, музыканты. Получаются некие совместные акции. Я на них засветилась и как организатор литературных выступлений, и как зритель. Есть совместный диск с презентации третьей выставки — там выступали писатели. Статьи о полиреалистах выходили в журналах, где я состояла в редколлегии.
Ещё в 2007 году спонтанно зародилась идея распространить полиреализм не только на живопись, но и на литературу, музыку, театр и так далее. То есть провозгласить его течением в искусстве вообще. Точнее — в,идением самого искусства.
— То есть литераторы тоже озаботились тем, куда и как они двигаются?
— Типа того. Но наш манифест отличается в сторону более широкого и свободного понимания. Ты, наверное, уже просмотрела интервью Петра. Я с огромным уважением отношусь к его почину. К мысли о гармонии формы и содержания. И на самом деле мы не так уж далеки. Если серьезно говорить насчёт формы и содержания, то все материалы журнала «Полиреализм» выдержаны на высочайших критериях.
Но при этом полиреализм видится мне более всеобъемлюще. Тех же модернистов и концептуалистов мы обнимаем и душим в своих объятиях не как нечто чужеродное, а как тоже наше. Ведь искусство — это взгляд. И если Пётр Костенко признает только профессиональный взгляд, то мы и граффити считаем искусством. И написанную ребёнком картину. Если это талантливо, оригинально. Да и отношение к реализму у нас расширено до вселенского. А такой размах подразумевает соответствующую ему точку зрения. И то, что художники в чём-то расходятся с нами — вполне укладывается в расширенную концепцию полиреализма.
— Извини, конечно, но реализм представляется мне чем-то затасканным, «второй свежести» — по классику. Четвертью уха слышала про новый реализм. Ты о нём?
— Нет. Не о нём. Попытаюсь объяснить. Ты права, реализм затаскан как термин. За ним не стоит единого содержания. В XVIII веке реализм — одно, в XIX-м — другое. Причём у французов своё, у русских — своё. У буржуа свой реализм. У демократов — свой.
Новый реализм, на мой взгляд, звучит неудачно. Новый подразумевает, что где-то есть старый или средней свежести. Мы же стоим в позиции над спорами о старом и новом. Признавая, что реализм множественен, плюралистичен. Полиреализм включает в себя всё что было, есть и будет.
— Но почему же всё-таки возвращение к реализму?
— Я бы не назвала это возвращением. Сейчас удивительное время, когда искусство уходит из прежних временных и пространственных рамок. И активно осваивает любые формы действительности, само становясь ею. Не случайно в последние десятилетия расцветают инсталляции, хэппенинги, перформансы. Верона становится ареной для «Ромео и Джульетты». «Аиду» ставят не в театре, а возле египетских пирамид. Сегодня, когда зрительным залом может стать околоземная орбита, то и полотном может служить вся Вселенная. Или, наоборот, микромир. Представь постановку оперы или балета в микромире — мозг выносит! Меняется масштаб взгляда, масштаб дерзания. И реализм всему этому как ни странно созвучен. Ведь латинское realis — «действительный», «сущностный» — происходит от res, которое означает не только «вещь», но и «мир», «природу», «вселенную». Так что термин неожиданно наполняется новыми смыслами, возвращающими его к корневым истокам.
— Юль, листок-то с заготовленной речью спрячь. Грузишь философией и терминами — следить не успеваю. Вертела, попроще можешь?
— Лейка, забыла, как мы учили латынь на практике по ботанике? Вот там грузили. И шпоры были длиннее.
— Ладно, шпарь дальше по бумажке. А я буду прикапываться к твоему манифесту.
— Попробуй, он короткий. Много не нароешь.
— Это мы ещё посмотрим. Скажу честно. Мне кажется — это перебор, что любые течения в искусстве — всего лишь разные грани полиреализма.
— Нисколько. Реализм — это некий первичный бульон из понятий, восприятий и образов, в котором зародились и из которого «выползли на сушу» все остальные «измы».
— Ага, теорию академика Опарина вспомнила?
— Ну да, её самую. И этот самый первобытный реализм, как солёная вода древнего океана, остался кровью в сосудах любого вида искусства, каким бы новым и модерновым оно себя ни заявляло. Эта кровь может быть разбавленной — у кубистов. Сгущённой — у актуалистов. С идеальной формулой — у классиков. Может быть окрашена примесями — у разного рода экспериментаторов. Но эта кровь везде — основой. С этой точки зрения и Пелевин реалист. И Сорокин. И Пригов. И множественный реализм — больше чем течение или метод, он обнимает всё. И андеграунд, и гламур, и высокое искусство. И произведения неклассического толка — реализм. И отрицание реальности — реализм.
— Всё! Запутала! Ведь исток полиреализма — реальность. А ты её отрицаешь. И как ты себе это представляешь?
— Нормально представляю. Когда я раздумываю о реальности, мне не хочется о ней спрашивать в Яндексе. Хотя, конечно, он выскажется по этому поводу. Но моя реальность, твоя реальность, реальность человека, идущего по улице, и реальность миллионов людей, каждый из которых уникален — она неохватна никакими определениями.
Мир полиреален по сути. И описать все реальности — всё равно, что описать Вселенную такой, какой её видит Бог. Нам это не под силу. Мы лишь можем признать полиреализм. Как видение мира РАЗНЫМ. Художественное видение. Внутреннее. Какое захочешь. Как явление. В головах, в делах. В творчестве.
— Из твоего манифеста следует, что у одного человека может наблюдаться несколько реальностей. Это случаем не шизофрения?
— Да нет. Взять, к примеру, эскапизм — уход в мир фантазий. Каким-то краем человек всегда остаётся в повседневности, а каким-то — проживает в мире придуманном. Писатели, как и художники, имеют самое большое количество реальностей. Они фиксируют их в произведениях. Ведь реальность меняется каждую секунду — процесс жизни непрерывен, как кадры на фотоплёнке — каждый чуть отличается от другого. Моне ставил холсты и рисовал один и тот же стог сена, сначала картина была одна, но набежала туча — поменялись оттенки, для восприятия это существенно — и картина другая. Два разных произведения в результате. На самом деле Моне фиксировал серии таких реальностей. Они вызывали у зрителя разные ассоциации — при том, что стог был один и тот же. Но взгляд... Всегда взгляд определяет реальность, точнее сам определяется ею.
И тот же стог тысячекратно может казаться нам то одним, то другим — в зависимости от нашего настроения, состояния здоровья, и так далее.
— Как биолог биологу признайся: животные и растения — тоже полиреалисты?
— И ещё какие! Картины пишут и дельфины, и обезьяны.
— И индюка, ты, небось, не зря помакала в манифесте?
— Индюк был послан мне свыше. Он вкрался в манифест, демонстрируя, что есть образы реальности растений, животных и совсем неведомых нам существ. Жаль, не расшифровать индюковое видение мира в полной мере. Но оно существует.
Ведь полиреализм — это вся палитра субъективных восприятий. Нет ни одной полностью повторяющейся реальности в ощущениях. Реализм эпох складывается из миллионов маленьких впечатлений, отображённых планетой, глазами, пылинками, водами.
— Ощущения пылинок и планет? Ишь, куда загнула!
— Циолковский признавал чувствительность всей Вселенной.
— И как по-твоему объединять все эти реальности в одну?
— Они и объединяются. Но не механически, а естественным образом. Вот пример. Шла по улице, мужчина ругается вслух — как фон слышу, но не пересекаюсь. И вдруг другой парень по сотовому кому-то что-то говорит — и я остро реагирую на знакомое обращение, пусть и не ко мне, но цепляет. Восприятие художественных произведений тоже построено на пересечении реальностей, на их частичном совпадении. Это упрощённо, конечно. Но полиреализм как раз соткан из таких соприкосновений разных взглядов.
— По-твоему нереализм — это тоже реализм. Знаешь, это всё равно что сказать: несолёное — это тоже солёное.
— А разве не так? Несолёное — это солёное до нуля. Или в минус солёное.
— Левая кавычка — это ты так попинала нереалистов?
— Наоборот. Левая кавычка самая авангардная. Черпающая из неведомого. Ведь полиреализм признаёт даже ту реальность, о которой мы пока не подозреваем.
— «Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей»... Ну, хорошо. Ответь, тогда хотя бы, откуда ты выкопала полисексуальность? Мы с тобой всегда были «примерными женами».
— Ниоткуда. Она просто существует. И не подмигивай мне, Лейка. Термин «полисексуальность» действительно не устоялся. Никто из «великих» не наполнил его смыслом. Однако нельзя сказать, что этого смысла нет. Реальность пропитана полисексуальностью, то есть половой стихией, которая проявляется неповторимым рисунком эмоций и чувств у каждого человека.
Сексуальность человека может распространяться на что угодно. Она может обволакивать любую субстанцию мира, наделив её сексуальными чертами и перенеся на неё своё влечение. «Связь пола с Богом — большая, чем связь ума с Богом, даже чем связь совести с Богом»,— писал Василий Розанов.
Так как речь идёт об эстетической концепции, то полисексуальность мной рассматривается применительно к искусству. Здесь она реализуется через сублимацию, или возгонку сексуальной энергии на какое-либо творение, о чём писал ещё З. Фрейд. С этой точки зрения, ветвистое древо полисексуальности порождает не только новые жизни, но и новые художественные миры, составляющие неотъемлемую часть полиреальности.
— Юлька, отвечай прямо! Получается, что полисексуальность оправдывает педофилию, гомосексуализм, сексуальные извращения?
— Ты всё валишь в одну кучу. Есть вещи, которые никогда и ни в каких культурах не оправдывались. Безусловно, нельзя продвигать то, что запрещено законом, и агитировать за вещи, наказуемые по Уголовному кодексу. Но при чём здесь гомосексуализм? То, что делают двое взрослых людей под общим одеялом по обоюдному согласию,— их личный выбор. За который, на мой взгляд, нельзя осуждать. И вообще, мы здесь о другом — о творческом методе. В частности, полисексуальность подразумевает свободу писать от женского, мужского и среднего лица. Да и по сути автор или персонаж может быть бесполым или многополым, если это оправдано замыслом.
— А секс с деревьями и травами разрешён?
— Лейка, угомонись. Что это тебя так клинит? Если кто-то влюблён в дерево — его проблемы. Ты, например, какие деревья любишь — дубы или ясени?
— Уела! Ладно, придерусь к другому. Полиреализм признаёт любые реальности. И значит, и изменённые состояния сознания признаёт, в том числе наркотические?
— Нельзя отрицать никакие реальности. Но наркотики порождают тупиковую, больную реальность. И завлекать туда — преступление. Ведь совсем не обязательно жевать мухоморы или нюхать кокаин, чтобы поймать офигенное вдохновение. Порой отблеск росы на листочке липы, который ты видишь через двойное стекло окна, настолько изменяет твое сознание, что рождается что-то большее тебя. И это переживание куда как сильней и правдивей, чем визит к музе через «чёрный ход».
— Ещё один вопрос — обсценная лексика. Рядовое явление в наше время, что книжки издаваемые двадцатитысячным тиражом, содержат мат. Взять того же Пелевина. Его героев зовут Лиса Ахули и пес Пиздец.
— Как бы человек ни писал, главное, чтобы сквозь любые словотворческие дебри просвечивала душа, красота и содержание. Тогда всё в плюс. И мат тоже. Но, конечно, нельзя, чтобы несовершеннолетний ребёнок имел доступ к текстам, содержащим грязь и насилие. А вообще-то, подруга, можно подумать, ты никогда не материлась. Признавайся, у тебя в книжке ни одного слова мата?
— Опять подловила. Редактор вырезала все матерные слова.
— Вот видишь, один-один. Я петли считаю...
— Ладно, можешь объяснить по-простому, что такое полирелигиозность? Это мирное сосуществование с другими религиями или это признание всех религий ликами одной?
— И то, и другое, и пятое. И десятое в первую очередь. Религиозность связывает человека с Богом (religare — связывать, соединять), прокладывает к Нему пути. Путь может пробиваться опять-таки через чувства или через разум — у кого как и в какой момент продышится. И сочетания могут оказаться самыми экзотическими. Сколько в современном христианстве языческих символов и обрядов, собранных по крупице отовсюду. Не счесть! То же самое и в других мировых религиях. А всё почему? Потому что миссионер, желающий достигнуть успеха, вынужден был разговаривать с неверующими на их языке, вникать в обычаи, подстраиваться, так сказать...
Но это не значит, что кто-то, кто кажется формально неверующим, не имеет шансов спастись. Во все времена находились те, кто прозревали искру Божью, заложенную в нас при творении. И сейчас находятся. Неважно, воцерковлённые они или нет. Нет тех, кто заведомо отвержен. И неисповедимо то, какими путями живые существа к Богу приходят. Так что не будем что-либо отрицать априори. В признании этого и состоит полирелигиозность.
— Ну хорошо, а что ты скажешь о полифилософичности? Тьфу, язык сломала, пока выговаривала. Я из диамата запомнила только одно, что было такое течение — солипсизм и примкнувший к нему епископ Беркли. Они тоже в твоём движении?
— Конечно. Несмотря на то, что солипсисты считали, что мир существует только внутри человека. И если человек засыпает или умирает — мир перестаёт существовать. Казалось бы, крайность — но мы признаём и такой взгляд на реальность. Как и субъективный идеализм епископа Беркли. Мой друг, выпускник МГУ, рассказывал, что однажды на лекции старенький профессор прочитал им стихотворение о субъективном идеализме, и в памяти отложилось: «каждый создаёт свою вселенную, и она единственно реальная»... А заканчивалось стихотворение напоминанием: «делайте вселенные хорошими,— ведь они слегка взаимодействуют». Вот полиреализм, собственно, и даёт эту возможность взаимодействия различным вселенным по имени человек.
— Кончаю мучить себя. И тебя, конечно. Последний вопрос. Так всё-таки первичным бульоном для зарождения твоего манифеста стало вино «Sancrispino»? Или что-то иное...
— Первичным бульоном стало общение. Идеи витают в воздухе. Время подсказывает, какие из них наиболее продуктивны. И сейчас время объединяющих концепций. Это и привлекает в движение, создаёт круг единомышленников. Так возникла идея сделать журнал.
— А кроме журнала что-то предвидится? Устав, организация?
— Лейка, ты рухнулась? Какой устав и организация? У нас не партия. А вот объединяющие площадки создаются. Этим летом планируется запуск сайта polyrealizm.ru. На нём будут комфортные условия для творческих людей. Как в плане общения, так и в плане продвижения арт-проектов и публикации произведений. Писатели, художники, скульпторы, певцы, фотографы и музыканты — этот сайт для вас. И предложения любые рассмотрим. Движение открыто для каждого, кому симпатичны наши идеи. Даже для тебя, Лейка. По блату. Включайся в редколлегию журнала, а?
— Хочешь подмочить мою репутацию здравомыслящего человека?
— Ты уже её подмочила, беседуя со мной. Так что теперь тебе терять нечего. А вообще, Лия, спасибо за вопросы.

Интервью и манифест опубликованы в журнале "Полиреализм"-2011. От литераторов до бесконечности.


Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
Приятное интервью. Солипсизм просто идеально вставлен.

Урраааааааа первому читателю!
Спасибо-спасибо и очень рада!
Правда. С душой делался манифест и для души. И солипсизм - мне самой нравится:)))

или
ПРОГРАММНЫЙ МАНИФЕСТ

Читаю, читаю, читаю...
В этом есть будущее, как мне кажется, Юль!
И ещё какое будущее.
Ты просто умничка.

Тут много пластов. Надо бы перечитать пару раз.
ОК,
первое впечатление - РАЗГОВОРНОСТЬ интервью и потрясающий индюк в манифесте.
Перечитаю, напишу более обстоятельно

Re: ВОТ ЭТО ДА,

Индюк - наше всё! Смеюсь.
Не спеши. Ещё успеешь перечитать, чего мы тут с Лейкой наговорили:)
Надеюсь, что будущее есть, ведь в будущее и смотрим:))))

Re: ВОТ ЭТО ДА,

Л(ин)ейке - по бабке из Ада - пламенный привет - ну не вставляет меня Китай-версаль, хоть убей. Хотя ещё не дочитал, можа даже и неправ.
А вот тебя читал и буду читать.
Напишу чуток опосля,
Серенький

Re: ВОТ ЭТО ДА,

Лие Лин приветы передам! Читай внимательней её Китай-версаль и влюбишься в Лейкину книжку, как я. А в остальном ты прав:)))))))))))))))))

Re: ВОТ ЭТО ДА,

Не, Юль - в Лейку - не влюблюсь. Моя сердечная мышица занятА)/перечитывая манифест.
Ща прикуплю топлива и разрожусь...
Готовся, Вертела, я хотя и занятый, но сурьёзный ить чел)

Re: ВОТ ЭТО ДА,

Ты очень сурьёзный чел, Лейка мне рассказала. Она специально для тебя пишет новый сурьёзный роман - ну это по секрету:))))))))) Чтоб всё-таки покорить тебя как читателя!
А я всегда готова, как пионер:))

Твоя Вертела

Re: ВОТ ЭТО ДА,

Лия, конечно, своеобразна. Но, думаю, даже третья книжка в этом стиле не заставит мышек полюбить кактусы. А с твоей стороны покорённого покорять - время тратить))

По поводу манифеста - много мыслей. Тебе сюда или в личку?
Твой,
Серенький.

Re: ВОТ ЭТО ДА,

Привет! Приятно как, Серенький, что ты хвалишь меня, а я и довольнааааяяяяяя:))))
А наша Лейка не сдастся - она по-китайски упорна и после пятой книжки мышки-таки полюбят кактус, смеюсь!
По поводу манифеста - так мне хоть куда, куда тебе удобней. Я всему буду рада!

Re: ВОТ ЭТО ДА,

или мысли по поводу манифеста...

Юль, извини, буду долог...

и тут на 20 страничег критики))))))

По личке тебе всё пошлю/проверяй

Твой, серенький

Re: ВОТ ЭТО ДА,

fuf, жду-не дождусь/ роясь в личке

Извиняя Серенького за долгость мысли:))))

привет!
а как к вам, полиреалистам примнкуть? очень нравится манифест и интервью тоже.
очень хочу к вам. а то одной совсем тоскливо.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account